Шаржи
на заказ

Как нарисовать шарж

Как нарисовать шарж?

Шарж – это карикатура. Опытные карикатуристы, рисуя шаржи, обычно редко задаются вопросом о том, как это они делают. Подчиняется ли шарж каким-либо точным измерениям или он рождается в результате не подвергающейся объяснению творческой экзальтации?Итак, как рисовать шарж!

Как рисуются шаржи?

Подвижность формы лица лежит в основе карикатуры. Мы в портрете находим эту форму статичной, рисует художник черты лица такими, какие существуют в реальности. Каждый художник имеет свои приёмы рисования шаржа. И, в какой-то степени, это объяснимо тем, что пока теория в области рисунков шаржа изучена не достаточно и так же недостаточно систематизирована. Существующие в художественных училищах теоретические знания не преподаются, по той простой причине, что пока что они не носят прикладного характера.

В шарже пропорции искажены, преувеличены, они двигаются и деформируются, при этом совершенно не теряется сходство с оригиналом. Нас, глядя на работу карикатуриста, обычно не покидает чувство удивления, которое слегка напоминает тот момент, когда мы испытываем то самое чувство удивления при виде работы фокусника. Если рисунок портрета укладывается в рамки понимания, когда мы видим всего лишь копирующего натуру художника, то рисование шаржа наводит иной раз на мысль о чудесной способности, которой наделёншаржистс детства. Но этой способности научиться практически невозможно.

Теперь попробуем разобраться в том, так ли всё безнадежно на самом деле, или, несмотря ни на что, есть определенные механизмы и способы, при помощи которыхнаучиться делатьшаржи может любой более-менее подготовленный человек.

О пропорциях лица

Лица у всех людей друг от друга отличаются незначительными деталями: размером носа, рта, глаз, овала лица, ушей, которые различны у всех людей, только пропорции таковы, что отношения расстояний носа, глаз и рта каждого человека примерно одинаковы. Классические пропорции делят человеческие лица на 3 равных части, которые являются расстоянием бровей и корней волос на лбу, расстоянием между бровями и основанием носа и расстоянием между основанием носа и основанием подбородка.При этом расстояние между кончиком носа и бровями равно размеру ушей, а линия проведенная у основания нижней губы нижнюю часть лица делит на 2 симметричные части.

Пропорции – очень удобная вещь для художника. Без знания основных пропорций бывает невозможно нарисовать портрет верно, так как на глаз очень трудно ухватить соотношение между размерами различных частей лица. В основном ошибки, совершаемые начинающими портретистами, – это ошибки, связанные с нарушением этих самых пропорций.

Основы рисования шаржа

Обычно опытные карикатуристы, рисуя шаржи редко задаются вопросом: как они это делают.Если вы спросите художника объяснить вам, почему он, рисует так, он скорее всего скажет, что рисует чисто интуитивно, полагаясь на свой творческий опыт. И это, в какой то степени, объяснимо тем, что пока что, теория, в области рисования шаржа, не достаточно изучена и систематизирована. Те теоретические знания знания, которые существуют, не преподаются в художественных училищах, по той простой причине, что они пока что не носят прикладного характера. У каждого художника, однако есть свои приемы рисования шаржа и с некоторыми из них я хочу познакомить вас на страницах сайта.В основе карикатуры лежит подвижность формы лица. В портрете мы находим эту форму статичной, художник рисует черты лица такими какими они существуют в реальности. В шарже пропорции искажаются, преувеличиваются, они двигаются, деформируются и при этом сходство с оригиналом совершенно не теряется. За счет чего это происходит? Подчиняется лирисунок шаржистакаким либо точным измерениям или рождается в результате не объяснимой творческой экзальтации?Глядя на работу шаржиста непосвященного зрителя не покидает чувства удивления, которое слегка напоминает то чувство которое мы испытываем при виде работы фокусника. Если рисунок портрета вполне укладывается в рамки нашего понимания ( мы видим как, художник всего лишь копирует натуру), торисование шаржа, иной раз наводит на мысль об чудесной способности, которойшаржистнаделен с детства. Способности которой научиться практически невозможно.Попробуем разобраться теперь так ли на самом деле все безнадежно, или, все-таки, не смотря ни на что существуют определенные способы и механизмы, при помощи которыхшаржиможет научиться рисовать любой, мало-мальски подготовленный человек.пропорции лицаЛица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, глаз, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы. Классические пропорции делят человеческое лицо на три равных части. Это расстояния между бровями и корнями волос на лбу, расстояние между основанием носа и бровями, и расстояния между основанием подбородка и основанием носа.Также расстояние между бровями и кончиком носа равно размеру ушей, а линия проведенная у основания нижней губы делит нижнюю часть лица на две симметричные части

На рисунке хорошо видно, как линииa, b, c, dделят лицо на равные части, и как размер глаза может пропорционально укладываться в лице. Но, мне могут возразить. Как быть если черты человека не пропорциональны? Неужели законы соотношений работают так же безотказно? Ведь есть же люди с длинными, короткими носами, маленькими, широко посаженными глазами. В качестве примера можно сравнить два совершенно разных лица. Одно с совершенно идеальными пропорциями, и другое совершенно непропорциональное.

На этом портрете видно как выглядит совершенно пропорциональное лицо. Однако если взять другое лицо, лишенное на первый взгляд пропорций и провести те же линии, то мы обнаружим совершенно неожиданным образом, что соотношения размеров между ними останется примерно тем же

Можно поэтому сделать вывод, что пропорции очень удобная вещь, для художника. Без знания основных пропорций, почти невозможно правильно нарисовать портрет, ведь на глаз очень трудно ухватить соотношение размеров различных частей лица. В основном ошибки которые делают начинающие портретисты, это ошибки связанные с нарушением пропорций

Но давайте вернемся к карикатуре, раде которой собственно и затеяли наше исследование. В карикатурном изображении лица, законы пропорций так же важны, как и при рисовании портрета. Что обычно происходит в том случае, если художник вместо короткого носа рисует длинный, оставляя все остальные пропорции неизменными? В таком случае нарисованный портрет кажется нам лишенным сходства с оригиналом. Не обязательно только удлинять нос, можно слишком уменьшить расстояние между глазами или наоборот слишком увеличить его. Так если сравнить рисункиaиb, то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисункеbмы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт. Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица. В нашей повседневной жизни мы постоянно считываем подсознательно информацию с многочисленных лиц, встречающихся нам. Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех. Давайте постараемся понять на чем основываются пропорции. Несомненно их основой является тесное взаимодействие между собой. Совершенно невозможно изменять какую либо часть лица без того чтобы не воздействовать на другие части. Из физики мы знаем, что каждое действие, вызывает равное противодействие. В шарже изменения в отношении носа, ведет к определенному изменению основной формы, положения глаз, рта. Так на рисункеcувеличение расстояния между глаз ведет к укорочению носа и расширению овала лица, голова становится шире и в свою очередь короче. Далее укорачивание верхней части головы ведет к удлинению ее нижней части: рисунокd.Вариации буквы ТТаким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.

Как видно на рисунке, буквы Т принимают различную форму, вариаций которых бесчисленное множество, но нас интересуют лишь самые характерные из них, которые и показаны на рисунке. Для меня форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи которого я могу с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка. Для начала, вы можете взять для себе за основу эти шесть наиболее характерных форм буквы Т и попробовать шаржировать лица по этим схемам, самое важное в работе, это первоначальное наблюдение формы лица: либо это прямой, длинный, тонкий нос, либо толстый, большой, или вздернутый к верху. Форма глаз соотносится с формой носа в прямой последовательности, главное мысленно представить какую форму буквы Т будет иметь лицо в каждом конкретном случае. Когда я говорю о букве Т, я говорю о геометрической форме, созданной глазами и носом в каждом отдельном случае. Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа.

Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части.

Таким образом видно, как на достаточно простом основании, базируется не хитрая формула, воспользовавшись которой, можно без труда научиться шаржировать лицо. Для начала я бы порекомендовал вам просто начать с рисования контура головы, и схематического изображения буквы Т. Это необходимо что бы развить свою способность динамической трансформации лица. Как минимум десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени.